Кадетская линия, д. 21. История и современность. Утраченная красота
Первый проект планировки Васильевского острова был разработан Д.Трезини в 1716 г. Этот проект был утвержден Петром I и начал немедленно осуществляться. . Трезини учел в своем проекте существование на острове Меншиковской усадьбы и большой просеки, проходившей в направлении с востока на запад, в лесу, покрывавшим весь остров. Все линии Васильевского острова должны были быть проложены перпендикулярно этой просеке. Затем началась интенсивная застройка острова.
В 1730 г. на Острове был заложен фундамент особняка, имя которого тесно связана с судьбами известных Петербургских архитекторов: художника-архитектора Александра Павловича Брюллова и его не менее знаменитого зятя-архитектора Павла Юльевича Сюзора.
Изначально особняк сменил множество владельцев. Брюллов приобрел его в 1845 г. и полностью перестроил по собственному вкусу, не изменяя облик главного фасада. Он так же пристроил новые дворовые флигели. Со двора располагался парадный вход, украшенный фонтаном. На фасаде дворового флигеля находилась скульптура Аполлона Мусагета, покровителя муз. Выходящий на Тучков переулок корпус, прежде одноэтажный, был перестроен в трёхэтажный.
Интерьеры особняка были оформлены в помпейском стиле, парадная лестница отделана искусственным мрамором. Мозаика из разноцветного мрамора украсила лестничные площадки, а в её центре расположилось древнеримское приветствие "Salve" - "Здравствуй". От первоначальной отделки до недавнего времени сохранялись камины, лепнина в залах, росписи плафонов.
Вот так описывала творение А. П. Брюллова «Художественная газета» - «….Входите из-под ворот в теплое, светлое помещение. Здесь, по стене, от левой руки к правой, проходит беломраморная лестница с узорчатыми чугунными перилами и деревянным поручнем. Стройная, легкая на вид, и как бы ничем не поддерживаемая, она соединяет нижний этаж с главным, и в то же время, составляет прекрасную декорацию. И вот первый шаг, первое впечатление, предупреждает в пользу кого, хозяина или архитектора? Тут одно с другим нераздельно!»
После кончины А. П. Брюллова особняк унаследовали его дочь Софья и зять архитектор Павел Юрьевич Сюзор, который явился одним из основателей музея «Старый Петербург» и разместил его в особняке.
После 1917 г. здание было реквизировано. В нём размещались коммунальные квартиры, затем различные другие общественные учреждения. В настоящее время бывший особняк Брюлловых и Сюзоров полуразрушен, разграблен и находится в полном запустении.